Подробнее о диагностике фар
Регулировка света фар автомобиля необходима для безопасной езды по городским дорогам и трассам, а также предотвращения ослепления встречных водителей и пешеходов. В этой процедуре нуждаются даже машины с автоматическими корректорами положения луча в зависимости от загрузки.
Фары авто рекомендуется регулировать в специализированном сервис-центре. У сотрудников СТО есть для этого нужные инструменты, приспособления и навыки. Но в экстренных случаях настроить луч ближнего или дальнего света можно самостоятельно. Подробнее весь процесс описан ниже.
О проблемах с настройкой луча головной оптики автомобиля свидетельствует плохая видимость дороги в темное время суток. Но низкая освещенность покрытия перед машиной может говорить и о других неисправностях.
Фары могут светить хуже по другим причинам:
- Снижение прозрачности рассеивателей — стекло или пластик постепенно покрываются мелкими дефектами и хуже пропускают луч света. Для ремонта нужно отшлифовать фару.
- Конструктивные особенности оптики старых машин — у транспортных средств, выпущенных 20–30 лет качество освещения изначально ниже, чем у современных авто. Решением проблемы может быть замена стандартных ламп на более мощные.
- Появление конденсата — из-за потери герметичности внутри фары появляется влага, которая оседает на внешней поверхности рассеивателя. Она перекрывает световой луч, из-за чего водитель хуже видит дорогу ночью.
- Редко из-за неисправности электрической бортовой системы — сломанный генератор не может выдавать ток с нужной силой и напряжением, из-за чего лампы светят тускло.
Перед регулировкой необходимо осмотреть переднюю оптику и убедиться в отсутствии перечисленных проблем. Только после этого обращаться на СТО или начинать самостоятельную настройку.
У любого автомобиля, который двигается по дорогам общего пользования, фары должны быть отрегулированы согласно требованиям производителя и правил дорожного движения. В противном случае луч будет попадать прямо в глаза водителям встречного транспорта, что приведет к их ослеплению и может стать причиной аварии.
Кроме того, проблемы со светом приводят и к другим неприятностям:
- Если фары сильно опущены вниз, излучаемый поток света будет освещать дорожное покрытие слишком близко к машине. Видимого пространства будет недостаточно, чтобы владелец мог отреагировать на неожиданные изменения дорожной обстановки.
- Отклонение луча света по горизонтали приводит к недостаточной освещенности обочины. Из-за этого увеличивается риск столкновения с пешеходом, велосипедистом или припаркованным автомобилем.
- Неправильно отрегулированные фары нарушают действующий регламент, что может стать причиной штрафа.
На заводе производители транспортных средств регулируют фары согласно действующим стандартам. Но в процессе эксплуатации машины эта настройка может сбиться, вследствие чего придется производить настройку головного света.
В каких случаях понадобится дополнительная регулировка фар автомобиля:
- Замена лампы — часто водители заменяют штатную лампочку совместимой от другого производителя. Но источники света других брендов могут потребовать другой настройки угла наклона луча относительно дорожного полотна.
- Замена фары — если владелец авто установил новый блок передней оптики взамен поврежденного, его положение необходимо выставлять заново.
- Большой пробег — в процессе эксплуатации из-за механических повреждений, колебаний температуры и влажности, других факторов начальная настройка сбивается. Поправить положение помогает регулировка фар.
- Механические повреждения — столкновения с другими машинами или препятствиями может деформировать некоторые элементы корпуса или крепления фар, из-за чего луч отклонится от первоначального положения.
- Замена шин — установка покрышек другого форм-фактора либо новых дисков влияет на пространственное положение кузова, поэтому существует риск изменения настроек.
- Ремонт подвески — монтаж новых деталей ходовой части также может стать причиной отклонения светового луча от правильного направления свечения.
Если водитель ремонтирует подвеску или меняет покрышки на СТО, механики сервис-центра обычно напоминают ему о том, что понадобится регулировка.
Помимо перечисленных выше причин, настройку фар рекомендуют проводить в таких случаях:
- Перед длительной поездкой по ночной трассе;
- При постоянном «моргании» фарами встречных водителей, которые таким образом реагируют на ослепление;
- Если водитель постоянно плохо видит дорогу ночью;
- Перед прохождением техосмотра в контролирующих органах;
- После монтажа противотуманных фар, ДХО или других дополнительных элементов головной оптики.
Перед самостоятельной регулировкой фар необходимо выполнить несколько подготовительных действий, чтобы избежать погрешностей при выставлении положения луча.
Порядок выполнения процедуру:
- Найти ровную площадку с твердым покрытием для автомобиля и вертикальной стеной (забором), на которую можно направить свет фар.
- Убрать из багажника тяжелый груз и посторонние предметы.
- Проверить давление в покрышках и выровнять его во всех четырех колесах согласно рекомендациям производителя.
- Помыть рассеиватели фар.
- Проверить вращение регулировочных винтов фар, при необходимости сбрызнуть их смазкой WD–40.
- Проконтролировать надежность крепления фар в посадочных местах в корпусе транспортного средства.
В большинстве случаев регулировку света фар своими руками проводить не рекомендуется. Отсутствие специального оборудования затрудняет этот процесс и увеличивает погрешность.
Прибегать к приведенной ниже инструкции следует только в экстренных случаях. Для этого необходимо запастись мелом или жирным маркером, а также рулеткой и отверткой.
Порядок действий следующий:
- Разместить автомобиль на ровной площадке и включить ближний свет фар. После этого подъехать к препятствию как можно ближе. Действовать нужно аккуратно, чтобы не повредить бампер машины.
- Найти на стене центр светового луча каждой фары и отметить его. Он будет заметен как самое ярко освещенное место. Чем ближе машина к вертикальной поверхности, тем проще поставить нужную отметку. Это может быть большая точка или крестик.
- Отъехать от стены на 3 метра. Это расстояние нужно точно определить с помощью рулетки. Измерять нужно от препятствия до центра каждой фары.
- Можно увеличить расстояние до 5–10 метров, если размеры площадки позволяют сделать это. В этом случае теоретически регулировка будет точнее. Но только в случае, если вся поверхность идеально ровная и кузов машины не перекоситься на кочке или выбоинах асфальта.
- Найти табличку с указанием угла наклона светового луча. На ней нарисована пиктограмма ближнего света (как на рычаге у руля) и цифра с процентами. Эта надпись может располагаться на фаре, капоте, деталях кузова, креплении и т.п.
- Цифра указывает отклонение потока света от горизонта. Ее указывает производитель для каждой модели машины, он варьируется от 1% до 2,9. В этом примере описаны регулировки для угла в 1,3%.
- Умножить угол наклона фары на расстояние от оптики до стены. Если машина расположена на удалении в 3 метра, то получаем: 3000*1,3=39 мм или 3,9 см.
- Далее с помощью рулетки нужно отмерить расстояние 3,9 см от отметок центров на стене. В этом месте необходимо нарисовать новые отметки. По ним в теории должна проходить верхняя линия света фар машины.
- Если во время описанной выше регулировки сложно найти четкую границу света и тени, плохая освещенность дороги, скорее всего, вызвана проблемами с рассеивателем. Его нужно отполировать или заменить.
- После этого можно регулировать фару с помощью винтов. Обычно их два — для горизонтального и вертикального положения. Нужно опускать или поднимать световой пучок так, чтобы по горизонтали граница тени располагалась по уровню нижней отметки.
- Настраивать оптику необходимо по очереди. Для этого один источник света следует закрыть плотной тряпкой или отключить его, выдернув разъем для подачи питания.
Этот способ не позволяет с идеальной точностью отрегулировать фары. Отклонения от идеального угла происходят потому, что водителю сложно установить авто строго перпендикулярно стене. А асфальт обычно укладывают так, что он имеет уклон в сторону обочины для удаления воды во время дождя.
И главный недостаток в том, что таким образом фары регулируют только по вертикали. Горизонтальную настройку выполнить самому очень сложно и обычно в этом случае обращаются в сервис-центры.
Описанная выше процедура достаточно сложная и провести ее можно только в том случае, если для этого есть подходящая площадка со стеной. Как настроить фары самостоятельно в полевых условиях? Для этого есть более простой, но менее точный способ:
- Поставить машину на ровной асфальтовой площадке или обочине. Транспортное средство должно стоять как можно более горизонтально. При этом важно, чтобы транспортное средство не создавало аварийной ситуации на дороге.
- Включить ближний свет, подойти к передней части машины и приложить руку к ноге в центре светового луча от головной оптики.
- Отойти от автомобиля на три метра и определить высоту отклонения центра светового пучка. Оно должно составлять 3,9 см (как мы определили ранее).
- Если измерить отклонение нечем, можно ориентироваться на спичечный коробок. Его длина составляет 5 см.
- В случаях, когда отклонение больше или меньше, необходимо отрегулировать фару винтами и повторить процедуру для второго светового прибора.
Дальним светом фары должны светить параллельно дороге. При включении этого режима у стены самая яркая точка должна находиться на верхних отметках. То есть в месте пересечения линии горизонта, проведенной по краю фары, и линии, прочерченной вертикально через ее центр.
Даже зная, как правильно отрегулировать фары, невозможно настроить луч самостоятельно на неспециализированной площадке. Различные внешние факторы в любом случае внесут погрешность, из-за чего оптика будет работать не на максимуме.
Если заводские настройки сбились, для их восстановления необходимо обратиться в сервисный центр. Цена регулировки света фар не настолько велика, чтобы отказываться от услуг профессионалов и рисковать безопасностью езды в темное время суток.