Дизельный двигатель нуждается в постоянном надзоре, обслуживании. Одной из наиболее опасных неисправностей, с которыми может столкнуться хозяин — перегрев. Это может привести к искривлению головки цилиндра, разрыву прокладки, повреждению поршней, колец, в крайнем случае, к полной поломке.
Чтобы избежать проблем нужно знать симптомы, причины перегрева, методы его предотвращения. Эта статья расскажет как обнаружить причины, что следует предпринять для обеспечения надежной и продолжительной работы автомобильного мотора.
Перегрев дизельного двигателя может привести к дорогостоящему ремонту или замене мотора, если не устранить его вовремя. Распознается по нескольким признакам, служащих индикаторами нарушения системы охлаждения.
Например, кулер в системе контроля температурных показателей всегда работает на максимальных оборотах на холостом ходу. Недостаток мощности дизеля указывает на его перегрев. Появление детонационных звуков, вибраций и повышения уровня шума говорит об увеличении температуры внутри цилиндров. Кроме того, перегрев двигателя может привести к увеличению расхода топлива и масла, а также выбросу вредных веществ, что отрицательно сказывается на экономичности автомобиля.
Еще один признак — это включение соответствующего индикатора на приборной панели или высвечивание четырех делений на дисплее (на некоторых моделях автомобилей), которые сигнализируют о превышении допустимой температуры двигателя. Наконец, самым очевидным симптомом является выход белого пара из-под капота или из выхлопной трубы во время движения, который свидетельствует о кипении охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе.
Если перегрев не устранить вовремя, то он может привести к серьезным повреждениям двигателя, других элементов автомобиля. Возможен вход из строя турбины, насоса топлива, форсунки, свечи накаливания, датчиков, электронных блоков управления. В опасности и радиатор, термостат, насос охлаждающей жидкости, вентилятор, шланги и прокладки системы охлаждения, обеспечивающие циркуляцию ОЖ, воздуха.
Наконец, перегрев может повредить коробку передач, сцепление, гидротрансформатор, карданный вал, дифференциал, другие детали трансмиссии, передающих крутящий момент к колесам.
Одной из главных причин перегрева двигателя на дизельном топливе является нарушение работы системы охлаждения, состоящей из радиатора, терморегулятора, водяного насоса, вентилятора, труб, уплотнителей.
Система охлаждения автомобиля отводит тепло от двигателя, передает его радиатору, где воздух помогает остудить жидкость охлаждения (ОЖ). Затем эта жидкость снова возвращается к двигателю, помогая поддерживать нужную температуру для его правильной работы. Однако иногда могут возникать проблемы, которые вызывают перегрев двигателя.
ОЖ не замерзает при низких температурах, не кипит при высоких. Она также защищает от коррозии, образования отложений в системе охлаждения. Если ее уровень падает или она протекает из-за поврежденных шлангов, уплотнителей, насоса или радиатора, двигатель не может охлаждаться должным образом, перегревается. Примерно в 40% случаев перегрева мотора причиной является утечка.
Радиатор состоит из трубочек и пластинок, через которые проходят ОЖ, воздух. Он обеспечивает теплообмен между ними, охлаждая жидкость и отводя тепло от мотора. Радиатор может забиться пылью, мусором, пухом, другими частицами, которые препятствуют проходу воздушным потокам, снижают результативность теплообмена.
Также он может заполниться накипью, ржавчиной, которые образуются в системе охлаждения из-за использования некачественной ОЖ, воды. Засоренный радиатор не способен охладить жидкость до нужной температуры, вызывает перегрев двигателя. Примерно 25% случаев перегрева связаны с этой проблемой.
Термостат управляет потоком охлаждающей жидкости в зависимости от температуры мотора. Клапан термостата открывается или закрывается в соответствии с температурой ОЖ. Когда мотор холодный, термостат остается закрытым, жидкость охлаждения циркулирует лишь по небольшому кругу, быстро достигая рабочей температуры.
Когда мотор горячий, термостат раскрывается, ОЖ начинает циркулировать по большому кругу через радиатор и охлаждаться. Если термостат застревает в закрытом положении, жидкость не попадает в радиатор, мотор перегревается из-за неспособности отвести лишнее тепло. Когда он остается открытым, это приводит к тому, что ОЖ постоянно циркулирует по системе без достаточного нагрева до оптимальной температуры, что снижает результативность работы двигателя, поскольку он работает в неподходящем режиме. По этой причине важно следить за работой термостата, менять его при появлении признаков неисправности.
Чтобы дизельный двигатель не перегревался, следует соблюдать некоторые правила эксплуатации системы охлаждения. Прежде всего, нужно регулярно проверять уровень, состояние охлаждающей жидкости, и при необходимости добавлять, менять её. Если уровень охлаждающей жидкости падает, это может указывать на наличие утечек в системе охлаждения. Утечки могут происходить из-за изношенных или поврежденных шлангов, уплотнений, водяного насоса или радиатора.
Когда двигатель не охлаждается эффективно, он может перегреться и выйти из строя. Поэтому регулярно проверяйте уровень ОЖ каждые 12 месяцев или каждые 20 000 км пробега авто, в зависимости от того, что наступит раньше. Вовремя устранять любые утечки, неисправности для обеспечения надежной работы системы охлаждения и предотвращения перегрева двигателя.
Чтобы радиатор работал на пике результативности, регулярно удаляйте из него любые загрязнения. Используйте специальные чистящие средства для устранения скопившейся на нем накипи, следов ржавчины. В процессе эксплуатации радиатор может заполниться пылью, грязью, тополиным пухом, осенними листьями или иными посторонними предметами, блокирующими прохождение воздуха и снижающими эффективность теплопередачи. Возможно, радиатор также страдает от накипи или следов ржавчины, образовавшихся внутри системы охлаждения вследствие использования некачественной охлаждающей жидкости, воды. Если радиатор не очищать — это приведет к перегреву двигателя.
Регулярно проверяйте работу термостата и меняйте его при первых признаках неисправности. Пока двигатель холодный, термостат должен быть закрыт, чтобы охлаждающая жидкость циркулировала только по малому контуру и быстро достигала рабочей температуры. После того как двигатель прогреется, термостат должен открыться, чтобы охлаждающая жидкость начала циркулировать по большому контуру через радиатор, где она охлаждается. Если термостат застревает в закрытом положении, охлаждающая жидкость не попадает в радиатор, может вызвать перегрев двигателя. С другой стороны, если термостат остается открытым, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует через систему, не достигает оптимальной температуры, снижает эффективность работы двигателя.
Также избегайте перегрузки автомобиля, снижайте скорость при движении по тяжелому рельефу или в жаркую погоду. Двигатель выделяет больше тепла при высокой скорости, перегрузе, буксовании, движении по бездорожью или в горных условиях. В этих случаях система охлаждения может не справляться с отводом излишнего тепла.
Наконец, проверяйте работоспособность вентилятора, насоса ОЖ, устраняя неисправности в их электрической или механической части. Вентилятор обдувает радиатор воздухом, когда автомобиль стоит, движется медленно. Насос ОЖ обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. Если эти устройства не работают должным образом, то охлаждение двигателя ухудшается.
Следуя этим рекомендациям, можно предотвратить перегрев дизельного двигателя, обеспечить его надежную, долговечную работу.