Кондиционер автомобиля обеспечивает микроклимат в салоне. Иногда оборудование выходит из строя. Это обусловлено естественным износом деталей, утечкой хладагента, нарушениями в системе электрооборудования и т.д. Поэтому водителей интересует как заправить кондиционер автомобиля своими руками. В статье описывается устройство и принцип действия автокондиционера, а также приведены ответы на вопросы, возникающие у водителей.
До того как заправить кондиционер в машине своими руками нужно разобраться в устройстве этого узла. Такое климатическое оборудование состоит из нескольких комплектующих. Модели разных производителей отличаются характеристиками и имеют особенности, однако общее устройство примерно одинаково. Кондиционер состоит из:
- компрессора;
- конденсатора;
- испарителя;
- осушителя.
Кроме этого, узел включает магистрали высокого и низкого давления, а также датчики и другие элементы электрооборудования.
Принцип действия этого узла заключается в постоянной циркуляции фреона по замкнутому герметичному контуру. При перемещении хладагента изменяется его температура и давление в системе. Благодаря этому из дефлекторов в салон поступает холодный воздух.
Постоянное движение фреона обеспечивается благодаря работе компрессора. Конструкция узла отличается и зависит от модели автомобиля. По типу привода компрессоры бывают:
- Механическими. Момент вращения передается на шкив компрессора от коленчатого вала ДВС. Конструкция распространена на легковых и коммерческих автомобилях.
- Электрическими. Такие узлы имеют встроенный электромотор. Это снижает нагрузку на двигатель внутреннего сгорания.
- Комбинированными. Момент вращения передается от ДВС или от электромотора.
Кроме этого, компрессоры отличаются конструкцией. Как правило, в автомобилях установлены роторно лопастные или поршневые модели.
Владелец автомобиля может решить эту задачу сам, однако нужно учесть несколько факторов. В первую очередь это сложность процедуры. Нужно контролировать количество хладагента, добавляемого в систему. Недостаток или избыток фреона приведет к неправильной работе климатического оборудования и ускоренному износу комплектующих.
Также нужно учитывать, что заправка кондиционера авто своими руками предусматривает применение специального оборудования. Даже при частичном добавлении хладагента потребуется манометрический коллектор, весы, термометр, и т.д.
Если нужна полная замена, понадобится вакуумный насос. Оборудование стоит достаточно дорого и покупать его для разового использования нецелесообразно. Учитывая эти факторы лучше обратиться на станцию технического обслуживания. Мастера располагают материально технической базой для заправки кондиционера.
Заправка автомобильного кондиционера представляет собой ряд мер, направленных на восстановление работоспособности климатического оборудования. На станциях технического обслуживания эта процедура проводится в несколько этапов:
- Диагностика. Мастер осматривает элементы системы и проверяет наличие хладагента в магистралях. Диагностика проводится обязательно. Она необходима для своевременного выявления неисправностей и их устранения.
- Откачивание старого хладагента. Фреон полностью удаляют из системы.
- Вакуумирование. Этот этап нужен для удаления воздуха и воды из системы. Для вакуумирования применяется специализированный насос. Процедура занимает около 20-30 минут.
- Проверка системы на утечки. Для нормальной работы контур автокондиционера должен быть герметичным. Утечки хладагента снижают производительность системы. Поэтому герметичность контура проверяют перед каждой заправкой. Это позволяет снизить риск потребности в повторном обслуживании через короткий промежуток времени.
- Введение масла. Смазка необходима для снижения трения между подвижными деталями компрессора. Поэтому в магистрали вводят масло. Его количество зависит от модели автомобиля.
- Введение красителя. Это вещество необходимо для обнаружения образовавшихся утечек с помощью ультрафиолетовых лучей.
- Заполнение системы фреоном. В герметичный контур вводят нужное количество хладагента. Его объем контролируют устанавливая баллон на весы. При этом учитывают рекомендации завода изготовителя.
После выполнения всех этапов кондиционер автомобиля будет работать в нормальном режиме. Нужно учитывать, что ошибки, допущенные при заправке, могут привести к нарушениям работы климатического оборудования. При отсутствии соответствующих знаний лучше обратиться в автосервис.
Периодическое обслуживание автокондиционера необходимо для его нормальной работы. Заправка фреона нужна в двух ситуациях:
- Естественная утечка. Несмотря на герметичность системы из-за конструктивных особенностей компрессора хладагент постепенно улетучивается. Производители учитывают этот фактор. Поэтому рекомендуется периодически проводить диагностику и заправку. Так удастся поддерживать систему в рабочем состоянии и избежать повышенной нагрузки на компрессор.
- Возникновение неисправностей. Ремонт и заправка хладагента для кондиционера авто часто необходимы при поломках компрессора, разгерметизации системы и т.д.
Также нужно учитывать, что масло со временем теряет свои свойства. При этом смазка подвижных частей компрессора ухудшается. Это приводит к повышенному износу поверхностей деталей и скоплению загрязнений в системе. Для повышения производительности потребуется чистка магистралей и других комплектующих.
Существует несколько методов выявить утечку фреона. Однако нужно учитывать, что в некоторых случаях газообразное вещество выходит из системы через микротрещины. В таких ситуациях лучше обратиться на станцию технического обслуживания. Методы обнаружения утечки:
- Осмотр магистралей. Наличие масляных пятен свидетельствует об утечке хладагента. В первую очередь нужно осмотреть магистрали высокого давления. Это участок от компрессора до осушителя. Как правило, в местах утечки масляные пятна покрыты слоем пыли.
- Использование смотрового окна. На каждом осушителе установлено специальное стекло. Через него можно наблюдать за циркуляцией материала в системе. Если жидкость однородная, заправка не требуется. При наличии пузырьков потребуется обслуживание системы.
- Применение мыльного раствора. Жидкость наносят на вероятные места утечек. Как правило, это соединительные элементы, трубки. Появление пузырьков свидетельствует об утечке. Нужно учитывать, что этот способ подойдет при сильной утечке. Выявить таким образом микротрещины будет сложно.
- УФ фонариком. В хладагент для кондиционера авто добавляют краситель. Достаточно осветить поверхности ультрафиолетовым фонариком. В местах утечки будут видны пятна. Как правило, они имеют зеленый цвет. Это обусловлено тем, что краситель виден под ультрафиолетовыми лучами.
Первым признаком утечки является снижение производительности климатического оборудования. При этом нужно учитывать, что основные методы поиска утечки подходят для ситуаций, в которых фреон из системы вышел не полностью. При отсутствии давления обнаружить разгерметизацию достаточно сложно. Потребуется обратиться в автосервис, предоставляющий такие услуги.
ВАЖНО: Закачивать в систему кислород для повышения давления не рекомендуется. Такие действия приведут к окислению металла внутри системы. Поэтому комплектующие могут быстро выйти из строя.
Чтобы заправить кондиционер в машине нужно подобрать соответствующий хладагент и смазочный материал. В данной ситуации лучше ориентироваться на рекомендации завода изготовителя. Это обусловлено тем, что характеристики материалов отличаются. Например, масла имеют разные пакеты присадок. При их смешивании происходит ухудшение смазки. При этом из-за трения подвижные детали быстро изнашиваются.
В легковых и коммерческих автомобилях используют три вида хладагента:
- R12. Кондиционеры, заправленные материалом такого типа, отличаются производительностью. В современных автомобилях хладагент не используется. Это обусловлено негативным влиянием на окружающую среду.
- R134a. Этот материал получил распространение в разном климатическом оборудовании. Он не наносит вред окружающей среде и также обеспечивает высокую производительность кондиционера.
- R-1234yf. Хладагент используют в современных автомобилях. Он соответствует EG/706/2007 и экологически безопасен. Однако нужно учитывать, что материал легко воспламеняется. Поэтому работать с таким хладагентом нужно строго соблюдая технику безопасности.
Несмотря на характеристики того или иного фреона нужно придерживаться регламента, установленного производителем автомобиля. Замена хладагента другим материалом может привести к сильному износу компрессора.
Объем хладагента зависит от марки и модели автомобиля, а также от типа установленного климатического оборудования. Перед тем как самому заправить автокондиционер нужно изучить информацию, предоставленную заводом изготовителем. Как правило, такие сведения указываются на специальной табличке в моторном отсеке.
В большинстве автомобилей для полной заправки достаточно 450 - 500 г фреона. Однако существуют модели, в систему кондиционирования которых помещается около 1 кг. Нужно соблюдать рекомендации завода изготовителя. Недостаток и переизбыток фреона приведут к повышенной нагрузке на компрессор. Из-за этого климатическое оборудование может выйти из строя.
В связи с тем, что при замене важно контролировать количество заправляемого фреона потребуются весы с минимальной погрешностью. Некоторые владельцы автомобилей при самостоятельной заправке автокондиционера используют кухонные модели. Они имеют небольшую погрешность.
Чтобы определить, когда нужно делать заправку кондиционера в автомобиле, нужно учитывать, что техническое состояние системы влияет на периодичность проведения работ. Со временем резиновые уплотнители теряют свою эластичность, подвижные детали компрессора изнашиваются и в системе скапливаются загрязнения. Они оказывают негативное влияние на хладагент.
Производители рекомендуют проводить диагностику и обслуживание климатического оборудования один раз в 2-3 года. Однако нужно учитывать, что заправка может понадобиться раньше срока. Ее проводят если:
- Кондиционер недостаточно охлаждает воздух в салоне автомобиля. Система не справляется с поставленными задачами.
- На трубопроводах появились масляные подтеки. Этот симптом свидетельствует об утечке.
- Система разгерметизирована. Такая ситуация может возникнуть при механическом повреждении магистралей или других комплектующих.
- При включении появляются посторонние звуки.
- Кондиционер не включается.
Кроме этого, внеплановая замена может понадобиться при поломке компрессора. В такой ситуации проводится разгерметизация системы. При этом хладагент выйдет из замкнутого контура.
В некоторых случаях узлы автомобиля выходят из строя по причине естественного износа комплектующих. Однако иногда поломки появляются по причине нарушения правил использования или из-за попыток провести ремонт самостоятельно. Соблюдая несколько простых правил удастся избежать преждевременного выхода из строя климатического оборудования. При эксплуатации автокондиционера нужно:
- Контролировать состояние конденсатора. Он представляет собой радиатор. Наличие загрязнений на поверхности приводит к нарушению теплообмена. Поэтому радиатор необходимо регулярно очищать.
- Не пытаться ремонтировать или обслуживать климатическое оборудование, не имея соответствующих знаний и инструмента. При заправке кондиционера авто своими руками можно допустить ошибки, которые приведут к серьезным поломкам. При отсутствии знаний и инструментов лучше обратиться на станцию технического обслуживания.
- Контролировать износ подшипника вала компрессора. Водитель может определить люфт самостоятельно. Для этого нужно найти под капотом компрессор и пошатать его приводной шкив. При наличии даже небольшого люфта лучше сразу обратиться в автосервис.
- Своевременно проводить замену приводного ремня (для компрессоров, у которых вращение осуществляется от шкива коленчатого вала). Обрыв ремня приведет к отказу климатического оборудования. Поэтому лучше заменить деталь вовремя.
- Проводить антибактериальную обработку. Из-за образования конденсата на радиаторе скапливаются вредоносные микроорганизмы. Это обусловлено тем, что влажная среда благоприятна для их развития. Такие микроорганизмы негативно влияют не только на систему, но и на здоровье. Поэтому лучше своевременно проводить антибактериальную обработку.
Кроме этого, нужно следить за производительностью системы. Если оборудование не справляется с поставленными задачами, потребуется диагностика и устранение неполадок. Откладывание ремонта приведет к повышению нагрузки на компрессор и быстрому износу его комплектующих.
Заправка кондиционера в автомобиле своими руками возможна. Однако эта процедура требует наличия соответствующих знаний и навыков. Кроме этого, потребуется подобрать фреон и оборудование. На станции технического обслуживания мастера располагают материально технической базой и быстро проведут процедуру.
Учитывая то, что хладагент естественным образом выходит из системы, нужно регулярно проводить диагностику и заправку автокондиционера. Это позволит избежать повышенной нагрузки на компрессор и преждевременных поломок. При своевременном обслуживании климатическое оборудование автомобиля будет служить долго.